Коды ошибок тахографа: расшифровка, диагностика и пути устранения
Тахографы - важный элемент контроля за режимами труда и отдыха водителей. Он нужен и для безопасности на дорогах. Тахографы, как любая техника, могут показывать ошибки. Это признак неполадок.
В статье разберём основные коды ошибок тахографа: объясним, из-за чего они возникают, как их правильно расшифровать и какие действия помогут решить проблемы.
Виды ошибок тахографа
Ошибки прибора делятся на две группы:
-
Ошибки при неправильном использовании
Это результат неправильной работы с тахографом. Сюда же относится несвоевременное техобслуживание. Также некоторые водители неправильно используют приборы. -
Не зависят от водителя
Это неисправности, связанные с заводским браком, неверной установкой и сбоями питания.
Причины ошибок тахографа
1. Неправильное использование карт водителя
Распространенной причиной является проблема с картами водителя. Если карта недействительна, срок её действия истёк или установлен некорректно, тахограф выводит ошибку. В подобных случаях устройство может зафиксировать такие коды, как «карта не читается», «сбой аутентификации карты» или «ошибка последнего сеанса». Важно регулярно проверять срок действия карты, поддерживать её в исправном состоянии и следить за чистотой контактов.
2. Механические повреждения и внешние воздействия
Тахограф получает повреждения из-за агрессивной среды. Например, попадания воды, пыли или грязи в корпус. Это вредит картридеру. Если вытаскивать карту неправильно (например, плоскогубцами), можно повредить крепления — из-за этого устройство начнет глючить.
Зарядка телефона через тахограф тоже опасна: USB-порт или плата могут сгореть. В таких случаях обычно приходится везти устройство в сервис.Не ломайте кардридер и разъемы.
- Сломалось? Обращайтесь к специалистам.
3. Неправильное завершение работы с картой
Если водитель принудительно извлекает карту до завершения записи данных или не дожидается окончания сессии, тахограф фиксирует ошибку последнего сеанса работы с картой. Такая ситуация может вызвать искажение накопленных данных, что в дальнейшем может повлечь за собой проблемы при проверках и в случае ДТП.
4. Проблемы с электропитанием
Сбои в подаче электропитания являются одной из серьёзных причин неисправностей тахографа. Неправильное подключение, перебои напряжения или отсутствие резервного питания при выключенном двигателе могут привести к потере данных, сбросу системных настроек и даже к повреждению оборудования. Правильная установка тахографа, включая надежное подключение к аккумулятору с использованием отдельной проводки, помогает минимизировать данные риски.
Расшифровка кодов ошибок: что означают распространенные сигналы
Современные тахографы, вне зависимости от производителя, используют схожую систему кодов ошибок, что позволяет водителям и техническим специалистам оперативно определять суть проблемы. Рассмотрим основные коды и их значение:
1. Код «Карта недействительна/не читается»

Этот код указывает на то, что вставленная карта водителя не может быть распознана системой. Причинами могут быть:
- Поврежденный или загрязненный чип.
- Неправильная комбинация карт в слотах.
Методы устранения:
- Очистить контакты карты от загрязнений.
- Обратиться в сервисный центр, если проблема сохраняется.
2. Ошибка “Несовместимые карты”
Если в тахограф вставлены карты, которые не подходят друг другу (например, в разных слотах), система выдаст ошибку.
Что делать:
1. Проверьте, подходят ли карты для вашего тахографа.
2. Посмотрите таблицу совместимости карт в инструкции к устройству - там показано, какие карты можно использовать вместе.
3. Код «Нестыковка времени»
Ошибка может возникнуть, когда системное время тахографа не соответствует времени последней записи на карте водителя. Это может быть связано с внутренними сбоями устройства или с изменением часового пояса.
Как исправить:
- Обратить внимание на корректное завершение сессии работы с картой, чтобы избежать записи некорректных временных меток.
4. Код «Движение без карты»
Тахограф записывает ошибку, если транспорт начал движение, а карта не вставлена. Например, водитель забыл ее вставить перед поездкой или вытащил во время движения.
Что делать:
1. Всегда вставлять карту до начала поездки.
2. Напоминать водителям, что карта должно быть в тахографе весь путь.
3. Проверять данные через систему контроля, чтобы быстро находиться такие ошибки.
5. Код «Ошибка последнего сеанса»
Если вытащить карту слишком рано (например, пока она ещё используется), система обнаружит ошибку. Это происходит потому, что данные не успевают записаться полностью.
Действия:
- Не прибегать к насильственным методам извлечения карты.
- При повторяющихся ошибках связаться с техподдержкой.
6. Код «Превышение допустимой скорости»
Если водитель превышает скорость, тахограф фиксирует ошибку.
Этот код сохраняет данные о нарушении ПДД.
Что делать:
- Перепроверить настройки тахографа в меню устройства.
- В случае повторения ошибки – обратиться в сервисный центр для перепрограммирования или настройки параметров.
7. Ошибки питания и внутренние неисправности
Устройство регистрирует ошибку при потере электропитания (например, внезапное отключение) или внутренних поломках.
Это может произойти из-за следующих причин:
- Нарушение правил установки устройств.
- Физический износ внутренних компонентов.
-
Проверьте целостность кабелей и надежность контактов в разъемах.
-
Убедитесь, что тахограф установлен согласно инструкции производителя.
-
При повторяющихся ошибках лучше приехать в центр сервиса для диагностики.
-
Регулярно проводите техническое обслуживание устройства.
Как избежать ошибок и обеспечить стабильную работу тахографа
- Регулярное обслуживание. Проводите периодическую проверку исправности устройства и контролируйте сроки действия карт.
- Соблюдение инструкций. Строго выполняйте рекомендации по эксплуатации, включая корректное извлечение карты и соблюдение режимов работы.
- Профессиональная установка. Обеспечьте монтаж тахографа в специализированных мастерских.
- Мониторинг состояния. Используйте сервисы, например, GR.Cards, для оперативного обнаружения и предупреждения неисправностей.
Тахографы - сложные устройства. Даже при соблюдении всех правил ошибки возможны. Важно разбираться в кодах ошибок — это упрощает устранение неполадок и профилактику. Системы мониторинга уменьшают количество сбоев, повышая безопасность и снижая затраты на ремонт.

Замена дисплея в тахографе
В соответствии с российским и европейским законодательством все тахографы подлежат обязательной периодической калибровке.
Тахографы ЕСТР необходимо проводить калибровку - не реже 1 раза в 2 года
Тахографы с СКЗИ необходимо проводить калибровку - не реже 1 раза в 3 года
Срок калибровки каждого конкретного тахографа определяется заводом производителем и указывается в паспорте.
Ремонт тахографов включает диагностику, замену неисправных компонентов, калибровку и тестирование. Особое внимание уделяется датчикам, процессору и системе питания. Важной частью ремонта является обновление программного обеспечения. Работы проводятся в специализированных центрах с использованием профессионального оборудования.
Ремонт тахографов начинается с диагностики и замены неисправных деталей, а также калибровки и тестирования устройства. Особое внимание уделяется проверке датчиков, процессора и системы питания. Важной составляющей процесса является обновление программного обеспечения